Понеділок, 20.05.2019, 21:46:22
Приветствую Вас, Гість

Клубный час

Тема. Путешествие страной Огня

Цели:  

1. Формировать  основы пожарной безопасности у младших школьников;  ознакомить с ролью огня в жизни человека, с основными причинами возникновения пожара, с первичными средствами пожаротушения, с правилами пожарной безопасности.

2. Развивать умение анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, а также связную  речь, мышление, внимание, память.

3. Воспитывать самостоятельность, внимательность, чувства ответственности, мужества, находчивости,  уважения к опасной профессии пожарного.

Оборудование: презентация к занятию, толковый словарь, иллюстрации «Пожар», «Причины пожара», 2 телефона, 2 ложки, 4 емкости для воды, музыка для игры, карточки, «Лабиринт эвакуации», карандаши.

Ход занятия

I. Организационная часть. (3 мин.)

1. Проверка готовности к занятию.

2. Актуализация знаний, формулировка темы занятия.

2.1. Отгадывание загадки.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит. 
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь – 
Искусает всю ладонь. (Огонь) (слайд 1)

 

2.2. Вступительное слово учителя.

 

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым столкнулся  человек. И сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Огня. Огонь дарил  тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали множество легенд. С одной из них мы познакомимся.

 

II. Основная часть. (40 мин.)

1. Изучение нового материала.

1.1. Легенде о Прометее. (слайд 2)

Было время, когда на земле не существовало человека и только одни животные населяли ее. И вот титан Прометей, потомок древнего рода богов, спустился однажды на дикую, покрытую буйной зеленью, землю. Он знал, что в земной почве погребены семена неба, и захотел оживить их. Взявши кусок сырой глины, он создал из нее форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот, пока еще безжизненный, кусок глины, он взял у животных их злые и добрые чувства и вложил их в грудь своего творения. Афина Паллада, богиня мудрости, вдохнула в него душу. Так произошли первые люди.

Долгое время они были жалки и слабы, как маленькие дети. Но Прометей любил их горячей любовью творца к своему созданию и ни на минуту не оставлял без помощи. Он постепенно научил их строить жилища, впрягать в ярмо животных, переплывать на лодках моря и реки. Он научил их также искусству считать и наблюдать за движением небесных светил. Никто из людей не знал, какая пища полезна и какая вредна; он научил их отличать полезное от вредного и вместе с тем показал им несколько целебных трав, из которых можно было делать лекарство. Он открыл им свойства золота, железа и серебра, и научил находить их. Словом, он ухаживал за ними, как за детьми, и постепенно учил их всему. Но Зевс  отказал людям в том даре, который теперь более всего был необходим им. Он не дал им огня.

Тогда на помощь вновь явился Прометей. Гнев Зевса не испугал его, и он, полный любви к людям, решился еще раз стать на защиту их против богов. Тайно похитил он с небес искру священного огня и в тростнике принес ее людям. И вот на земле запылал первый кусок дерева, и яркое согревающее пламя взвилось к небу.

Яростный гнев охватил Зевса и обрушил он его  на Прометея. (слайд 3) Он передал упрямца богу огня Гефесту; по приказанию Зевса, Гефест крепкими цепями приковал титана к кавказской скале, и, кроме того, пригвоздил к ней алмазным клином, вбив его в грудь Прометею. (слайд 4) С неохотой и против воли выполнял Гефест поручение Зевса, но не смел он ослушаться всемогущего бога. В гордом молчании выносил Прометей ужасную мучительную боль, и только, когда удалился Гефест, громкие стоны огласили воздух... Его мать, Фемида, пришла к страдальцу и, утешая его, советовала смириться перед всемогущим Зевсом. Но титан с гордостью отверг ее предложение. А Зевс уже насылал на него новую казнь. Могучий орел громовержца спускался к страдальцу и, разрывая когтями его тело, начал клевать его печень. Громкие стоны титана пронеслись над землей, заставляя содрогаться всех, кто их слышал. Сделав свое кровавое дело, птица улетала, но только для того, чтобы вернуться вновь. Растерзанная печень быстро вырастала вновь и на третий день орел снова спускался с небес и снова терзал зажившее тело. И так пронеслись тысячелетия...  

Но вот поток идущих времен принес с собой и освобождение. К скале титана пришел величайший герой древности, Геракл. Своей, незнающей промаха, стрелой он убил ужасную птицу в ту минуту, когда она спустилась к скале: ударами палицы он разбил оковы, и они со звоном пали к ногам страдальца. Одно звено цепи с куском скалы осталось на руке Прометея, и он никогда не сможет освободиться от него. (слайд 5) Ибо должна сбыться непреклонная воля Зевса, решившего, что Прометей будет вечно связан неразрывной цепью со скалой Кавказа.

1.2. Беседа. «Огонь – друг или враг?» (слайд 6)

 

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни  климатические условия. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и других  производствах. Огонь помогает человеку получать металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Но есть огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам, потопам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

 

1.3.Работа со словарем.

 

Пожар - пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь. (слайд 7)

 

1.4. Определение причин пожара. (слайд 8)

 

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.
 

  1. Я- огонь! Я – друг ребят.
    Но когда со мной шалят,
    Становлюсь тогда врагом
    И сжигаю все кругом!

 

  1. Чтобы лес, звериный дом,
    Не пылал нигде огнём,
    Чтоб не плакали букашки,
    Не теряли гнёзда пташки,
    А лишь пели песни птички,
    Не берите в руки спички! (рис.1.)
  1. Посмотрите, там и тут
    В небе плещется салют…
    Здорово, конечно,
    Если всё успешно. (рис.2)
  2. Но опасность на пути
    Стережёт — не обойти!
    Если что пойдёт не так,
    Если в фейерверке брак,
    Или прочь не отбежали,
    Иль в окно кому попали,
    В общем, столько тут вопросов!
    Не пускай салют без спроса!
  3. Если гости к вам пришли
    Или навестил вас друг,
    Перед тем, как с ним играть —
    Не забудьте выключить утюг! (рис.3)
  4. Знай, любые провода
    Повреждённые – беда!
    Ведь они опасны слишком –
    Замыкание как вспышка! (рис.4)
  5. Дать друзьям такой совет
    Просто каждый может:
    Уходя тушите свет
    И приборы тоже!
  6. Ребята, помните о том,
    Что нельзя шутить с огнём
    Кто с огнём неосторожен
    У того пожар возможен.
  7. Спички не тронь!
    В спичках огонь!
    Не играй, дружок, со спичкой,
    Помни, ты, она мала,
    Но от спички-невелички
    Может дом сгореть дотла. (рис.5)
  8. Если имущество хочешь сберечь
    Не уходи, когда топится печь!

          Когда без присмотра оставлена печь –
         Один уголек может дом ваш поджечь.

  1. Не играй с электроплиткою.
    Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен! (рис.6)

  1. Во избежанье всяких бед
    Огню на елку хода нет!

Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер —101! (слайд 9)

1.4. Физминутка.

1.5. Составление плана действий во время пожара. (слайд 10)

В школе:

-  при возникновении пожара немедленно сообщить работнику учреждения;

- находится возле учителя;

- строго выполнять его распоряжения;

- не поддаваться панике;

- внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям;

- по команде учителя эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком;

- при этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам;

- при выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем).

 

В квартире, доме:

- вызови пожарную охрану по телефону101;

- сообщи о пожаре соседям, по возможности закрой окна и двери;

- немедленно покинь помещение;

- при выходе через задымлённый коридор, накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом;

- дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду;

- двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше;

- плотно закрой входную дверь.

 

Чего нельзя делать?

- открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение;

- тушить водой электроприборы, включенные в сеть;

- ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот мокрым платком;

- пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке);

- прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно;

- смазывать ожоги маслом;

- бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.

 

1.6. Ознакомление со знаками по пожарной безопасности. (слайд 11 – 13)

1.7. Средства тушения пожара. (слайд 14)

 

К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок,  внутренние пожарные краны, плотные одеяла и др.

Игра «Добавь словечко»


Выпал на пол уголек, 
Деревянный пол зажег. 
Не смотри, не жди, не стой, 
А залей его … (водой).

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
Насыпь на очаг спасительный …(песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель
Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш …(огнетушитель).

 

2. Закрепление изученного материала.

2.1. Игра "Подскажи словечко"

 

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...?

(утюг)

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...?

(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...?

(газом)

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...?

(траву)

Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...?

(предметы)

Дым увидел - не зевай

И пожарных...

(вызывай)

Помни, каждый гражданин,
Что их номер... (101)

 

2.2. Игра «Вызов по телефону пожарной команды» (слайд 15)

 

Для игры нужно два человека. Один изображает диспетчера, а другой вызывает пожарную команду:

·         называет адрес, где горит;

·         свой номер телефона;

·         свою фамилию;

·         на каком этаже горит;

·         как лучше подъехать к дому;

·         сколько подъездов в доме.

2.3. Игра «Потуши пожар» (слайд 16)

 

А теперь, чтобы огонь победить,
Его надо быстро потушить!

 

Ребята делятся на 2 команды. Участники должны перенести с помощью ложек воду из одной емкости в другую. Побеждает команда, у которой будет больше воды.

2.4. Игра «В каких сказках бывает…»

 

Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!

К.Чуковский "Путаница”(слайд 17)


И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

С. Маршак "Кошкин дом”(слайд 18)


”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Шарль Перро “Спящая красавица” (слайд 19)

                      
”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”

Г.Х. Андерсен, “Огниво”(слайд 20)


“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”

А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”(слайд 21)

 

2.5.Работа в группах. Обсуждение ситуаций.

 

1 карточка. Можно ли затушить огонь, если он небольшой? (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. Что делать, если огонь сразу не погас,? (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «1О 1» или попроси об этом соседей.)

3 карточка. Что будешь делать, если не можешь убежать из горящей квартиры? (сразу же позвони по телефону «101».  После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

 

2.6. Викторина.

 

1. Назовите имя героя древнегреческих легенд, принёсшего огонь людям. 
• Зевс
• Геракл
• Прометей

2. Что не является причиной пожара? 
• Детские шалости с огнем
• Оставленный включенным утюг
• Перегрев велосипеда
• Неосторожное обращение с открытым огнем
• Сварочные работы
• Непотушенная спичка
• Поджог

3. Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось? 
• Вызывать пожарную охрану

• Кричать «Пожар»
• Покидать горящее помещение
• Открывать все окна и двери
• Встречать пожарных
• Если огонь небольшой, пробовать затушить

4. Что нельзя делать при эвакуации из горящего здания? 
• Перемещаться по задымленному помещению, пригнувшись или ползком
• Прикрывать рот и нос влажной тканью
• Прятаться
• Накидывать на себя мокрое одеяло

5. Что не является средством тушения пожара? 
• Огнетушитель
• Вода
• Песок
• Керосин
• Брезентовое покрывало 

6. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? 
• Водопроводчик
• Пожарный
• Пожарник

 

7. Номер телефона на случай пожара?

• 103

• 102

• 101

 

2.7. Творческая работа. Лабиринт эвакуации. (слайд 22)

 

III. Заключительная  часть. (2 мин.)

  1. Игра «Это я, это я, это все мои друзья…»

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А спалил гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат).

Кто, видя сушняк в огне, 
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает, 
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

 

  1. Подведение итогов занятия. (слайд 23)

 

Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем! (слайд 24)

 

Литература

 

  1. Ссылки в интернете:

http://5fan.ru/wievjob.php?id=66326

http://www.pojarnayabezopasnost.ru/shkola/viktorina-pravila-pojarnoi-bezopasnosti.html

http://festival.1september.ru/articles/601961/

http://umm4.com/stories_tales_poems/stixi-dlya-detej-pravila-pozharnoj-bezopasnosti.htm

http://godsbay.ru/antique/myths_antiq3.html

http://www.ozhegov.org/words/24708.shtml

  1. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. “Внеклассное мероприятие”. М., ВАКО, 2004 – 176 с.
  2. Миткалёва Е.М. “Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности”. М., Айрис-пресс, 2006 – 96 с.
  3. Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности”.

 

 

 

 

Подготовила: Полтавцева Виктория Алексеевна