Понеділок, 20.05.2019, 22:08:44
Приветствую Вас, Гість

Тема: История изучения пропорций человека. Как делать наброски?

Цель:  ознакомить учеников с особенностями строения человеческого тела, пропорциями фигуры человека в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, пола; ознакомить с понятием «набросок»;

научить передавать средствами изобразительного искусства фигуру человека, ее характерные особенности;

развивать глазомер, наблюдательность и практические навыки работы; воспитывать любовь к прекрасному через восприятие, анализ и изображение совершеннейшего существа на земле – человека.

Вид и формы деятельности учеников: восприятие искусства, практическая деятельность, рисование с натуры.

Художественные техники и материалы:  Графика. Графические материалы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учеников.
  • На прошлом уроке я не смогла ничего вам рассказать об истории изучения пропорций человека. Сегодня вы можете рассказать об этом. Сообщение подготовил ученик, (раздаются рисунки с образцами древних построений).
  • Что такое анатомия? (наука о строении человеческого тела)
  • Что служит модулем для построения рисунка тела человека?
  • Сколько раз голова   помещается в общем росте взрослого человека,  подростка и ребенка? Общие пропорции (зачитываем  с рисунка).
  1. Изучение нового материала.

 Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.

  • Последовательность выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности в работе с принадлежностями.

Рисуем наброски с натуры сначала магнитной формы-макета человека (2-3наброска), а затем - своих одноклассников. На выполнение одного наброска я даю по 5 минут в среднем.  Стараемся передать  особенности строения фигуры, характер движения каждого натурщика. Работаем аккуратно, внимательно, осторожно с графическим карандашом.

  1. Практическая работа.
  2. Итог урока. Анализ работ.
  3. Домашнее задание: сделать наброски членов своей семьи.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 

Рисование человека - наиболее интересное и вместе с тем самое сложное задание. С древних времен, когда мастера начали изображать человека, перед ними возник вопрос изучения его пропорций.

Древнейшие сведения о принципах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (приблизительно 3000 г. до н. э.). Нам известен египетский канон времен фараонов.

В Древнем Египте канон человеческих пропорций выглядел как сетка квадратов по высоте в 18 единиц. Так изображали фигуру человека в полный рост, что позволяло воссоздавать пропорции в разных размерах. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов - от шеи до колен и шесть квадратов - от колен до стоп ног.

Был еще девятнадцатый квадрат, применяемый для волос, но он не считался вместе с другими частями тела.

Греки, у которых не было книжных знаний анатомии, оставили неподражаемые произведения искусства, потому что они имели представление о строении тела человека. Древнегреческие скульпторы Поликлет и Лисипп описали, какими должны быть пропорции тела. Эти знания оберегались традициями, передавались от учителя к ученику. 

Согласно эстетическому канону Поликлета, единицей измерения тела служила высота головы: длина тела должна равняться восьми отрезкам, соответствующим высоте головы. Так же делают и современные художники.

Позднее началось более глубокое изучение тела человека, и на помощь пришли знания анатомии. Леонардо да Винчи и Микеланджело в Италии, Рибера в Испании, Рубенс во Фландрии - все они в разное время, но одинаково глубоко и всесторонне изучали законы анатомии человека и оставили нам замечательные примеры своих работ. Поэтому для тех, кто начинает рисовать человека, кроме рисования с натуры, есть возможность изучения классического наследия великих мастеров.

Анатомия - наука о строении человеческого тела.

Пропорции детского тела имеют свои особенности. У грудного ребенка голова очень большая по сравнению с телом. Она вмещается в длине фигуры лишь 4 раза. Потом, когда ребенок подрастет, меняются и пропорции его тела. У детей 11-12 лет высота головы 5,5-6 раз помещается в высоте фигуры.

Пропорции - соотношения частей целого между собой.

Средневековые схемы построения тела человека

Страница рукописи Леонардо да Винчи

Дополнения:

Подготовила: Полозова Валентина Витальевна