Тема: История изучения пропорций человека. Как делать наброски?
Цель: ознакомить учеников с особенностями строения человеческого тела, пропорциями фигуры человека в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, пола; ознакомить с понятием «набросок»;
научить передавать средствами изобразительного искусства фигуру человека, ее характерные особенности;
развивать глазомер, наблюдательность и практические навыки работы; воспитывать любовь к прекрасному через восприятие, анализ и изображение совершеннейшего существа на земле – человека.
Вид и формы деятельности учеников: восприятие искусства, практическая деятельность, рисование с натуры.
Художественные техники и материалы: Графика. Графические материалы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учеников.
- На прошлом уроке я не смогла ничего вам рассказать об истории изучения пропорций человека. Сегодня вы можете рассказать об этом. Сообщение подготовил ученик, (раздаются рисунки с образцами древних построений).
- Что такое анатомия? (наука о строении человеческого тела)
- Что служит модулем для построения рисунка тела человека?
- Сколько раз голова помещается в общем росте взрослого человека, подростка и ребенка? Общие пропорции (зачитываем с рисунка).
- Изучение нового материала.
- Что такое набросок? Записываем: Набросок - это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере.
Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.
- Последовательность выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности в работе с принадлежностями.
Рисуем наброски с натуры сначала магнитной формы-макета человека (2-3наброска), а затем - своих одноклассников. На выполнение одного наброска я даю по 5 минут в среднем. Стараемся передать особенности строения фигуры, характер движения каждого натурщика. Работаем аккуратно, внимательно, осторожно с графическим карандашом.
- Практическая работа.
- Итог урока. Анализ работ.
- Домашнее задание: сделать наброски членов своей семьи.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
Рисование человека - наиболее интересное и вместе с тем самое сложное задание. С древних времен, когда мастера начали изображать человека, перед ними возник вопрос изучения его пропорций.
Древнейшие сведения о принципах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (приблизительно 3000 г. до н. э.). Нам известен египетский канон времен фараонов.
В Древнем Египте канон человеческих пропорций выглядел как сетка квадратов по высоте в 18 единиц. Так изображали фигуру человека в полный рост, что позволяло воссоздавать пропорции в разных размерах. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов - от шеи до колен и шесть квадратов - от колен до стоп ног.
Был еще девятнадцатый квадрат, применяемый для волос, но он не считался вместе с другими частями тела.
Греки, у которых не было книжных знаний анатомии, оставили неподражаемые произведения искусства, потому что они имели представление о строении тела человека. Древнегреческие скульпторы Поликлет и Лисипп описали, какими должны быть пропорции тела. Эти знания оберегались традициями, передавались от учителя к ученику.
Согласно эстетическому канону Поликлета, единицей измерения тела служила высота головы: длина тела должна равняться восьми отрезкам, соответствующим высоте головы. Так же делают и современные художники.
Позднее началось более глубокое изучение тела человека, и на помощь пришли знания анатомии. Леонардо да Винчи и Микеланджело в Италии, Рибера в Испании, Рубенс во Фландрии - все они в разное время, но одинаково глубоко и всесторонне изучали законы анатомии человека и оставили нам замечательные примеры своих работ. Поэтому для тех, кто начинает рисовать человека, кроме рисования с натуры, есть возможность изучения классического наследия великих мастеров.
Анатомия - наука о строении человеческого тела.
Пропорции детского тела имеют свои особенности. У грудного ребенка голова очень большая по сравнению с телом. Она вмещается в длине фигуры лишь 4 раза. Потом, когда ребенок подрастет, меняются и пропорции его тела. У детей 11-12 лет высота головы 5,5-6 раз помещается в высоте фигуры.
Пропорции - соотношения частей целого между собой.
Средневековые схемы построения тела человека
Страница рукописи Леонардо да Винчи
Дополнения:
Подготовила: Полозова Валентина Витальевна